Арт-методики для развития малышей

       Творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир.   Основным «художественным занятием» в этом возрасте являются игры с художественными материалами. Для малыша важен сам процесс использования материала, нежели полученный результат.

     В процессе работы с использованием нетрадиционных форм рисования мы стараемся создать для детей благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, которые мы предлагаем детям помогают не допустить в изобразительной деятельности однообразия и скуки.Главным помощником в этом деле стало методическое пособие от авторского коллектива программы «Теремок» - «Арт-методики для развития малышей».

   Арт - методики рассматриваются как некий проверенный «рецепт», алгоритм проведения каких-либо нацеленных действий. «Арт» - с английского «Искусство», «Творчество». В арт-методиках важен именно процесс, а не результат, они призваны не только гармонизировать эмоциональное состояние и повысить самооценку "растущего человека", но и расширить его социокультурный и художественный опыт в условиях свободной деятельности.

Арт-методика «Творчество с младенчества, или художники в памперсах» (рисование красками), И.Н.Воробьёва

     Цель методики: формирование творческих проявлений в рисовании красками у детей от 6 месяцев до 3 лет.

     Реализация методики проходит в три этапа: от 6 месяцев до года, от 1 до 2, с 2 лет до 3.

      Особенностью данной методики в начале работы является предоставление в качестве предмета совместной деятельности со взрослым краски и действия с ней. На занятиях первого этапа дети наносят по всей плоскости листа цветовые пятна, мазки и линии по принципу абстрактного искусства. Для выполнения подобных композиций используется техника рисования «каждому цвету краски — своя кисть». Дети рисуют гуашью, которая соответствует цвету ручки кисти или одному из цветов двухцветной ручки кисти. Используются разные виды кистей: с шарообразной двухцветной ручкой, кисть с ограничителем у основания ворса, с толстой деревянной цветной ручкой, с широким плоским ворсом и т.д. 

Арт-методика «Яркие следы», Е.В. Локтионова

      Цель методики: в занимательной и игровой форме развивать художественно – творческие способности, содействовать становлению эстетического отношения к окружающей действительности.

      В методике раскрыты основные задачи: способствовать сенсорному развитию мелкой моторики рук, координацию движения и ловкости, психоэмоциональному состоянию. Методика представлена в виде серии занятий по рисованию от отпечатков ладошкой, до экспериментирования с различными нетрадиционными материалами для рисования. По окончанию занятий создается первый альбом «Яркие шедевры». В методике очень важно учитывать настроение ребенка. «Творить» лучше в утреннее время, это защитит малыша от эмоциональных и информационных перегрузок. Применять данную методику могут как воспитатели, так и родители.

Арт-методика «Акварель по мокрому листу», Е.Е.Кривенко

      Цель методики: создание условий для творческого освоения цвета в процессе его «переживания» детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

    Методика представлена 6 играми, составленными с учетом принципа «от простого к сложному». Рисование акварелью по мокрому листу позволяет большое внимание уделять работе с цветом. При рисовании акварелью по мокрому листу соединение жидкой краски с влажным листом создает расплывчатые контуры, что является лучшим тренажером для развития фантазии ребенка.

    При знакомстве ребенка раннего возраста с такой техникой рисования на начальном этапе нужно дать ему возможность повозиться с краской, почувствовать нажим кисти и увидеть результат. Расплылась краска в форме цветной кляксы? Кляксу всегда можно превратить во что-то интересное, смешное или какого-нибудь персонажа. У игр по превращению пятен есть важный психологический смысл: любые ошибки можно исправить — это профилактика страха потерпеть неудачу, сделать что-то не так.

    Процесс рисования по мокрому листу снимает напряжение, успокаивает, когда видят удивительные движения акварели по мокрой бумаге. Методика рисования акварелью по мокрому листу включает разные техники: «акварель по мокрому», «акварель по мокрому с резервом», «витраж», рисование акварелью и поваренной солью.

Арт-методика «рисование на песке» с использованием светового стола, Т.П. Скворцова,

      Цель методики: развитие эмоциональной отзывчивости, творческого воображения, конструктивного взаимодействия ребенка со сверстниками, родителями и педагогами, становление эстетического отношения к окружающему миру, творческого воображения.

    Занятия включают в себя вход в занятие, работу за песочным столом, в процессе которой ребенок рисует сюжеты сказок или иллюстрирует свою собственную. Работа с песком позволяет воспитанникам выражать свои самые глубокие эмоциональные переживания, а специально организованные игры формируют умение прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, переживания и эмоции.

Арт - методика «Веселые мукосольки»: тестопластика для малышей, И.А.Лыкова

   Цель методики: приобщать детей к народному искусству тестопластики, создать условия для «открытия» свойств теста и освоения базовых способов лепки; поддержать первые радостные проявления художественного творчества.

     Солёное тесто – идеальный материал для лепки с детьми, поскольку является натуральным продуктом. Малыши стремятся все попробовать на вкус. С соленым тестом это не будет проблемой – оно невкусное и при этом безвредное. В процессе лепки чудесный материал превращается в различные фигурки – мукосольки. Тестопластика доступна абсолютно всем, т. к. не требует больших финансовых затрат, специальных приспособлений и каких-то художественных способностей.

Методика «Водный мир: лепим, играем, растем» с применением плавающего пластилина, И.А.Лаврентьева

      Цель методики: художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста, а также развитие мышления, воображения, координации движений, формирование нравственных качеств личности ребенка.

    Методика представляет собой систему игровых ситуаций с использованием плавающего пластилина. Плавающий пластилин – легкий и пластичный современный художественный материал, который держится на поверхности воды, что позволяет ребенку вылепить любую игрушку: рыбку, уточку, лодочку и создать увлекательную игру в водной среде. Методика предполагает создание игровых поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей, интересов и предпочтений.

Арт-методика «Театр на столе», А.И.Мартынова

        Цель методики: социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста, познание многогранного окружающего мира через театрализованные представления на столе с использованием народных сказок.

       Методика выстроена на основе мини – театра, где дети не только зрители, но и самые настоящие участники. У ребенка появляется умение комбинировать образы, развивается интуиция, смекалка, способность к импровизации. Особенность методики строится на одновременном восприятии нескольких видов искусства, взаимно влияющих друг на друга и вызывающие у детей яркие эмоциональные переживания. Данная методика позволяет в игровой театрализованной форме при помощи сказочных героев смоделировать возможные жизненные ситуации, близкие опыту детей раннего возраста.

 

Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве